КОНСТРУКТИВНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДИАЛОГ – ОСНОВА СТАБИЛЬНОСТИ И ПРОЦВЕТАНИЯ КАЗАХСТАНА
2 сентября 2019 года на открытом совместном заседании палат парламента Касым-Жомарт Токаев впервые в качестве Президента страны выступил с посланием народу Казахстана. Этот документ сегодня самый обсуждаемый в стране. Коллектив тепловой компании, партийные активисты в лице администрации предприятия озвучили основные направления послания.
Заместитель председателя ППО ГКП «КТЭК» Валерий Солодов в сжатой форме озвучил текст послания президента РК .
В своем послании Президент Казахстана определил необходимость реализации Пяти институциональных реформ и Плана Нации. В рамках реализации предвыборной программы Президента определены общие задачи развития:
I. СОВРЕМЕННОЕ ЭФФЕКТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО
Для решения общей задачи воплощения концепции «Слышащего государства» предстоит осуществить следующие меры:
1. Продолжить процесс партийного строительства в содействии развитию многопартийности, политической конкуренции и плюрализма мнений в стране.
2. Эффективная обратная связь с населением в общественном диалоге, открытости, оперативном и качественном реагировании на нужды людей государственных органов.
С 2020 года приступить к постепенному сокращению численности госслужащих, высвободившиеся средства направить на материальное стимулирование наиболее полезных работников.
К 2024 году количество госслужащих и работников нацкомпаний следует сократить на 25 процентов.
3. Совершенствование законодательства о митингах.
4. Укрепление общественного консенсуса.
Для укрепления роли казахского языка как государственного и развития его роли в межнациональном общении необходимо разработать и принять Концепцию развития гражданского общества до 2025 года, в которой уделить особое место укреплению имиджа неправительственных организаций.
II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И БЕЗОПАСНОСТЬ ГРАЖДАН
1. Улучшение качества судебных решений обеспечить единообразием судебной практики.
2. Внедрение административной юстиции, для разрешения споров при обжаловании решений и действий органов власти.
3. Ужесточить наказание за сексуальное насилие, педофилию, распространение наркотиков, торговлю людьми, бытовое насилие против женщин и другие тяжкие преступления против личности, особенно против детей.
4. В течение двух месяцев принять меры по ужесточению законодательства в сфере браконьерства.
5. Восстановить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов центральных и местных органов с участием экспертов и общественности.
6. Законодательно регламентировать ответственность первого руководителя ведомства, в котором произошло коррупционное преступление, предусмотреть строгую ответственность сотрудников антикоррупционных органов за незаконные методы работы и провокационные действия.
7. До конца 2020 года реорганизовать работу Комитета административной полиции.
На реформу МВД будет направлено 173 млрд. тенге в течение трех следующих лет, которые пойдут на повышение заработной платы, аренду жилья, создание современных фронт-офисов полиции по принципу ЦОНов.
8. Заняться подготовкой профессиональных кадров в сфере защиты граждан от природных явлений и техногенных аварий.
9. Направить на повышение окладов сотрудников гражданской защиты порядка 40 млрд. тенге.
III. РАЗВИТИЕ И ИНКЛЮЗИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Для достижения ежегодного устойчивого роста ВВП до 2025 года на уровне 5% и выше необходимо реализовать ряд структурных задач в соответствии со Стратегией долгосрочного развития до 2050 года и Национальным планом:
1. Диверсификация экономики и отказ от сырьевого менталитета.
Увеличить реальную производительность труда как минимум в 1,7 раза.
Повышение авторитета Казахстана в Центральной Азии как лидера региона.
2. Повышение отдачи от квазигосударственного сектора.
Введение моратория на создание квазигоскомпаний.
Правительству вместе со Счетным комитетом в трёхмесячный срок провести анализ эффективности госхолдингов и нацкомпаний.
Обеспечить полноценное развитие рыночных институтов и механизмов при стабилизирующей роли государства. При этом нельзя забывать и о приоритетном направлении — «экономике простых вещей».
3. Эффективный малый и средний бизнес является прочной основой для развития города и села.
На развитие малого и микробизнеса из Национального фонда выделено около 100 млрд. тенге, за расходованием которых поручено вести контроль Счетному комитету и Министерству финансов РК.
Правительству поручено разработать поправки в законодательство с 2020 года о освобождении компаний микро- и малого бизнеса от уплаты налога на доход сроком на три года.
С января 2020 года вступит в силу запрет на три года на проверки субъектов микро- и малого бизнеса.
Парламенту и Правительству страны законодательно решить проблему рейдерства в отношении МСБ, усилить противодействие теневой экономике, ужесточить борьбу с выводом капиталов, уходом от уплаты налогов.
Правительству поручено в рамках новой «Дорожной карты бизнеса» выделить дополнительно 250 млрд. тенге в следующие три года на развитие новых проектов, особенно на поддержку бизнеса с упором на социальные аспекты — создание семейных бизнесов, в первую очередь для многодетных и малообеспеченных семей.
4. Поддержка национального бизнеса на международных рынках.
1) В рамках Госпрограммы индустриально-инновационного развития разработать комплекс мер по поддержке высокопроизводительного среднего бизнеса, включая налоговое, финансовое, административное стимулирование.
2) Активизировать работу по привлечению прямых иностранных инвестиций.
3) Усилить лидерство в Центральной Азии по уровню развития инфокоммуникационной инфраструктуры, адаптировать законодательство под новые технологические явления: 5G, «Умные города», большие данные, блокчейн, цифровые активы, новые цифровые финансовые инструменты.
4) Правительству необходимо оказывать содействие деятельности Международного финансового центра «Астана», который мог бы стать платформой для развития новейших цифровых технологий совместно с Назарбаев Университетом.
5. Развитый агропромышленный комплекс.
1) Для развития производства органической и экологически чистой продукции поэтапно увеличить количество орошаемых земель до 3 млн. гектар к 2030 году, что обеспечит рост объема сельхозпродукции в 4,5 раза.
2) Министерствам торговли и интеграции, сельского хозяйства поддерживать фермеров со сбытом продукции на внешних рынках.
3) Отходить от сырьевой направленности экспорта сельхозпродукции, которая достигла 70%, в то время как перерабатывающие предприятия загружены всего на 40%.
4) Привлечение в сельское хозяйство иностранных инвесторов.
5) В рамках неэффективного использования земельных ресурсов приступить к изъятию неиспользуемых сельхозземель.
6) В рамках реализации проекта «Ауыл – Ел Бесігі» Правительству направить 90 млрд. тенге в следующие три года дополнительно к 30 млрд. тенге, выделенным в этом году. Данные средства пойдут на решение инфраструктурных вопросов – транспорт, водоснабжение, газификация, на ремонт и строительство школ, больниц, спортивных площадок.
6. Справедливое налогообложение и разумное финансовое регулирование.
1) Модернизировать налоговую систему с акцентом на более справедливое распределение национального дохода.
2) Отложить введение дополнительных пенсионных отчислений в размере 5% до 2023 года.
3) Наложить запрет на все выплаты, сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом.
4) Повсеместно вводить безналичные платежи, устранив высокую комиссию банков, развивать небанковские платежные системы с соответствующими правилами регулирования.
5) Для поддержки экспорта несырьевой продукции разработать более простые и быстрые процедуры возврата НДС.
6) Внедрить механизмы, не допускающие повторения закредитованности социально уязвимых слоев населения.
7) Обеспечить кредитование бизнеса банками второго уровня на приемлемых условиях и на длительный срок.
7. Эффективное использование Национального фонда.
1) Сократить расходы Нацфонда на решение текущих вопросов, трансферты должны выделяться только на реализацию программ и проектов,направленных на формирование конкурентоспособной экономики.
2) Сумма гарантированного перевода должна постепенно уменьшаться до 2 трлн. тенге до 2022 года.
3) Разработать конкретные предложения по улучшению финансирования Национального фонда к концу года.
8. Повышение уровня заработной платы.
Правительству поручено рассмотреть вопрос о стимулировании работодателей к увеличению фонда оплаты труда.
IV. НОВЫЙ ПЕРИОД СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
1. Улучшение качества образования.
1) Политика профориентации должна стать основой национального стандарта среднего образования.
2) Необходимо расширить сферу действия программы «С дипломом — в деревню».
3) Разработать Дорожную карту развития для поддержки одаренных детей из мало обеспеченных и многодетных семей.
4) Перевести функции отделов образования управления бюджетными средствами с районного уровня на региональный, необходимо ввести независимый порядок финансирования на всех уровнях образования.
2. Поддержка института семьи и детства, создание инклюзивного общества.
1) Создать программу по защите детей, пострадавших от насилия, а также их семей.
2) Разработать меры по улучшению медицинского и социального сопровождения детей с диагнозом ДЦП, расширить сеть малых и средних центров реабилитации для детей в «шаговой доступности».
3) Принятие Комплексного плана по развитию массового спорта, максимальной доступности спортивной инфраструктуры для детей.
3. Обеспечение качества и доступности медицинских услуг.
1) С 1 января 2020 года внедрить в полном объеме систему обязательного социального медицинского страхования.
2) На гарантированную медицинскую помощь выделить на последующие три года 2,8 трлн. тенге.
4. Поддержка работников культуры.
Повысить в 2020 году заработную плату работникам культуры, а также предусмотреть получение обязательных социальных льгот в сфере образования и здравоохранения.
5. Дальнейшее развитие системы социальной помощи.
1) Создавать резервы за счет снижения неэффективных затрат и повышения рентабельности.
2) Оптимизировать процесс государственных закупок для решение социальных проблем.
3) Регулирование системы распределения адресной социальной помощи.
4) С 1 января 2020 года ввести гарантированную социальную поддержку для детей дошкольного возраста из мало обеспеченных семей, что предусматривает бесплатное горячее питание для всех учеников, предоставление школьных принадлежностей и школьной формы, медицинское обслуживание (включая стоматологическое) и возмещение расходов на общественный транспорт.
5) Правительству совместно с НПП «Атамекен» разработать программу по поддержке многодетных матерей, работающих в микро- и малом бизнесе, а также на дому.
6. Развитие пенсионной системы.
1) Правительству до конца 2019 года разработать программу по использованию работающими гражданами своих пенсионных накоплений на определенные цели, такие как приобретение жилья и оплата образования.
2) В целях оптимизации расходов и повышения качества управления инвестициями решить проблему мобилизации внебюджетного социального обеспечения путем создания общего социального фонда и введения единого социального платежа.
V. СИЛЬНЫЕ РЕГИОНЫ – СИЛЬНАЯ СТРАНА
1. Повышение эффективности работы местных органов власти.
В качестве пилотного проекта внедрить систему оценки населением эффективности работы местной власти.
2. Реформа системы межбюджетных отношений.
1) С 2020 года в распоряжение регионов передаются дополнительные налоговые поступления от МСБ.
2) Вовлечение населения в формирование местных бюджетов.
3) Урегулировать законодательно права, обязанности и ответственность районных, городских и сельских уровней власти для самостоятельного решения задач местного значения.
3. Управляемая урбанизация и единая жилищная политика.
1) Расширить компетенции акиматов трех крупных городов страны, в том числе и в области градостроительной политики, транспортной инфраструктуры, формирования архитектурного облика.
2) Принять действенные меры по управлению миграционными процессами внутри страны.
3) Разработать единую жилищную политику с целью повышения доступности жилья, особенно для социально-уязвимых слоев населения.
4) До конца 2019 года создать единую национальную систему учета очередников на арендное жилье, а также на получение льготных жилищных займов по программе «Бақытты Отбасы».
4. Развитие инфраструктуры.
1) С 2020 года начать работу по строительству распределительных сетей в городе Нур-Султан и Карагандинской, а в дальнейшем в Акмолинской и Северо-Казахстанской областях.
2) Закончить строительство первой очереди магистральной сети газопровода «Сарыарка».
3) В течение трех лет будет выделено порядка 250 млрд. тенге на обеспечение граждан чистой питьевой водой и услугами водоотведения.
4) Реализовывать в полной мере и качественно программу модернизации транспортной инфраструктуры «Нурлы Жол».
5) Активизировать работу по улучшению экологии, расширению использования возобновляемых источников энергии, культивированию бережного отношения к природе.
6) Обсудить и принять новую редакцию Экологического кодекса.