А еще работник КТЭКа поделился, как нагревается и доставляется горожанам горячая вода, почему важно проводить опрессовку и что входит в его обязанности.
– По профессии я горный техник. Окончил Рудненский индустриальный техникум по специальности «подземная и наземная разработка рудных и нерудных месторождений». По распределению попал на «Алтайзолото», в Семипалатинск, – вспоминает Николай Николаевич. – Получилось далеко от коммуникаций: степи, сопки. А мне всего 19 лет! Я и сбежал. В Костанае с 1988 по 1994 годы трудился на КЖБИ.
В год, когда комбинат прекратил свое существование, Резниченко и многие его коллеги перешли работать в котельную №3.
– Первое время казалось все таким большим, а сейчас привыкли. В этом году будет 31 год, как я здесь работаю старшим машинистом насосных станций, – делится мужчина. – Снабжаем население горячей водой и отоплением. Работа не из легких. Много ответственности. Постоянно думаешь о том, что делаешь. Я еще и живу рядом: из окна наблюдаю за котельной.
Работа осуществляется в дневную и ночную смены.
– Утром приходим к 7:30. Проходим медицинское освидетельствование, переодеваемся, обходим оборудование, чтобы перед тем как принять смену, видеть, что и как работает. Нам передают дефекты, планы на день и так далее. Рабочая смена длится 12 часов, – говорит Николай Николаевич. – Всю махину обслуживаем втроем: еще один машинист и обходчик. Есть электрик, аппаратчик, мазутчик. Выходим в день, после – в ночь и выходной. График удобный.
Задача машиниста насосной станции заключается в том, чтобы контролировать оборудование: каждые два часа передавать обновления диспетчеру, находящемуся в центре Костаная, и каждый час вести бумажный отчет в оперативном журнале.
– Около 10 лет назад у нас появились компьютеры, потому некоторые приборы законсервированы за ненадобностью. С помощью компьютеров смотрим часовые и суточные расходы, температуру газа. Можно найти все показатели за смену, день, месяц, год, – показывает монитор рабочий. – Раньше пользовались самописцами с бумажными диаграммами.
В момент нашей беседы работал паровой котел №1. Всего в организации два паровых и четыре водогрейных котла высотой топочной камеры 12 м.
– Паровой котел дает пар, начинает работать турбонасос, который вместо электроэнергии качает воду. Так экономится электроэнергия, – делится старший машинист. – Этот же пар идет после турбины на подогреватель сетевой воды (ПСВ).
Процесс не тихий: все шумит.
– Мы привыкли. Зато я громко разговариваю, даже дома. Жена говорит: «С ума сошел!» – смеется специалист.
Средний уровень воды в барабане – 0. Если она дойдет до определенной отметки со знаком минус, то котел потухнет. Этого допускать нельзя.
– Мы отслеживаем уровень воды в барабане, давление газа и пара. Есть предупредительная сигнализация, чтобы котел не потух. Сначала звуковая, потом срабатывает защита. Но в любом случае отдельные устройства необходимо следом повторно вручную отключить, – отмечает собеседник. – Есть громкая связь, рация у каждого: нам без связи нельзя.
Кнопка горит – насос включен, нет – это резервный. Таких здесь два.
– Насосы подхватывают воду и пропускают через котлы, в которых горит газ. Греем воду и подаем в город. Так в краны поступает вода, – говорит Резниченко. – Отлучаться нельзя, потому обеда нет, есть небольшое место для приема пищи.
Самое серьезное, что может случиться – это аварии.
– Многие не понимают, что это за система. Аварийные ситуации складываются из-за снижения напряжения, полного отключения электроэнергии или воды. Одно влечет за собой другое. Несколько лет назад по этой причине случился пожар. После отключения света остановилось оборудование. При его повторном запуске требуется большая токовая нагрузка, потому произошло возгорание кабеля. А они идут вместе. Многие поникли, хотели уволиться, но все удалось восстановить, запустить, – отмечает собеседник.
За эти годы у Николая Резниченко ни разу не возникло желания оставить свою работу.
– Это и привычка, и близкое расположение. Да и нравится. Ты все знаешь, умеешь, снабжаешь город теплом, – заявляет он.
В компании иногда происходят и курьезные случаи.
– Однажды звонит бабушка: «Тушите котельную, у меня батарея побежала». Вот так, – вспоминает машинист.
Но жалобы поступают только от тех людей, которые не понимают, что это зависит не от конкретных работников.
– Например, необходима опрессовка после и перед зимним отопительным сезоном для проверки гидравлики, теплосети. После этого устраняем выявленные дефекты, поэтому котельная определенное время не запускается. Если этого не делать, могут быть серьезные последствия в зимний период.
А вот с благодарностями, как подметил наш герой, никогда не обращаются.
За вредные условия работникам выплачивают пособия.
– Я получаю его с 55 лет, – рассказывает мужчина. – Так зарплата больше. Кстати, молодежь к нам приходит редко. Наверное, потому что невысокие зарплаты. А хотелось бы, чтобы к нам очереди из молодых ребят выстраивались. Можно и без специального образования, главное, чтобы исполнилось 18 лет и было оконченное среднее. Ведь работа – это жизнь и без нее никуда, – завершает беседу машинист насосной станции котельной №3 Николай Резниченко.
Яна ГАРЬКУША,
фото Даниила ТЕТЕРУКА