Аналитическая справка
по проведенному внутреннему анализу коррупционных рисков в деятельности ГКП «Костанайская теплоэнергетическая компания» акимата города Костаная государственного учреждения «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата города Костаная»
На основании пунктов 1,5 статьи 8 Закона Республики Казахстан
«О противодействии коррупции», приказа председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19.10.2016г. №12 «Об утверждении Типовых правил проведения внутреннего анализа коррупционных рисков», письма Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции от 29.03.2021 г., приказа ГКП «КТЭК» «О проведении проверки внутреннего анализа коррупционных рисков» №211к от 26.04.2021г. комиссией Государственного коммунального предприятия «Костанайская теплоэнергетическая компания» акимата города Костаная Государственного учреждения «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата города Костаная» (далее — Предприятие) проведен внутренний анализ коррупционных рисков за 9 месяцев 2021 года.
Внутренний анализ коррупционных рисков осуществлялся по следующим направлениям:
- I. Выявление коррупционных рисков во внутренних нормативных документах, затрагивающих деятельность объекта анализа
Предприятие осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного постановлением акимата города Костанай от 13.11.2019 года №2480.
Предметом деятельности предприятия является производство электрической и тепловой энергии, передача, распределение и снабжение тепловой энергией и реализация вырабатываемой электрической энергии.
Были проанализированы следующие нормативно-правовые акты:
— Гражданский кодекс Республики Казахстан;
— Закон РК «О естественных монополиях»;
— Закон РК «Об энергосбережении и повышения энергоэффективности»;
— Правила пользования тепловой энергией, утвержденные приказом Министра энергетики РК от 18.12.2014г. №211;
— Правила учета отпуска тепловой энергии и теплоносителя, утвержденные приказом Министра энергетики РК от 17.03.2015 г. №207;
— Правила предоставления коммунальных услуг в Костанайской области, утвержденные постановлением акимата Костанайской области от 25.12.2015г. №563;
— Нормативные правовые акты Комитета Республики Казахстан по регулированию естественных монополий.
Результаты проведенного анализа нормативных правовых актов, затрагивающих деятельность предприятия, свидетельствуют о наличии ряда факторов правового характера, способствующие повышению эффективности и результативности работы в сфере противодействия коррупции. Однако, в неполной мере им способствующие. В частности, отсутствует законопроект о теплоснабжении.
- II. Выявление коррупционных рисков в организационно управленческой деятельности объекта анализа
Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности предприятия проводились по следующим вопросам:
- управление персоналом, в том числе сменяемость кадров;
- урегулирование конфликта интересов;
- оказание государственных услуг;
- реализация разрешительных функций;
- реализация контрольных функций;
- иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности предприятия.
В организационно-управленческой деятельности предприятия за исследуемый период подвергнуты анализу следующие направления деятельности.
- Управление персоналом, в том числе сменяемость кадров.
Проведенный анализ внутренних рисков в организационно-управленческой деятельности показал, что управление персоналом в предприятии осуществляется в соответствии с действующим трудовым законодательством РК, Законом РК «О противодействии коррупции», а также иными Законами и подзаконными нормативными правовыми актами.
Штатная численность предприятия составляет 760 человек, по состоянию на 30.09.2021г. – 709 человек, количество вакантных должностей – 51, уволенных работников – 151 человек, принятых на работу – 102 человек, привлеченных к дисциплинарной ответственности – 82 работника.
За 9 месяцев 2021 года поступило 6630 обращений, из них от физических лиц – 3145, от юридических лиц – 3485.
Все обращения рассмотрены и по ним предоставлены ответы в соответствии с Законом РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», а также разъяснены их права на обжалование принятого решения.
Коррупционных рисков не выявлено.
В предприятии в соответствии с Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции», Антикоррупционной политикой ГКП «КТЭК» регулярно проводится работа, направленная на профилактику коррупционных рисков среди работников предприятия, а также повышение эффективности применения антикоррупционного законодательства в деятельности предприятия.
- Урегулирование конфликта интересов.
При изучении деятельности предприятия проводился анализ на наличие конфликта интересов. Факты совместной работы близких родственников, супругов и свойственников на руководящих должностях не выявлены. Аффилированности принятых за 9 месяцев 2021 года работников с руководящим составом не установлено.
В процессе изучения личных дел сотрудников факты конфликта интересов не установлены.
- Оказание государственных услуг
Предприятие государственные услуги не оказывает.
- Реализация разрешительных функций
В ходе проведения анализа установлено, что предприятием осуществляется ряд разрешительных функций в том числе согласование рабочих проектов по строительству и реконструкции зданий и сооружений, а также выдача технических условий на подключение потребителей к тепловым сетям.
Вместе с тем, данные виды разрешительных функций регламентированы техническими регламентами, однако данные услуги отсутствуют в реестре государственных услуг, а соответственно отсутствует регламент и стандарт их предоставления.
Наряду с этим не исключен фактор личного контакта с услугополучателем, в результате чего возникает коррупционный риск в данной сфере.
Рекомендации:инициировать внесение изменений в действующее законодательство, внести указанный вид услуг в реестр государственных услуг с разработкой соответствующих регламента и стандарта их предоставления..
- Реализация контрольных функций
Предприятие не осуществляет контрольные функции.
- Иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности предприятия. Государственные закупки.
В соответствии с Законом РК «О государственных закупках» за 9 месяцев 2021 года было проведено 1753 процедур государственных закупок на общую сумму 1 267 521 048,22 тенге(1 267 млн.) В том числе способом ценовых предложений – 1 558 на сумму 1 560 749 753,92 тенге (560,75). Путем открытого конкурса 31 на сумму 217 754 806,39 тенге (217,75 млн.). Путем прямого заключения договора по выделенной сумме – 158 закупка на сумму 479 237 077,93 тенге (;?(,23 млн).
Согласно пункта 269 Правил формирования тарифов №90 от 19.11.2019 года в целях дифференциации тарифа по снабжению тепловой энергией потребители подразделяются на группы:
1) физические лица, относящиеся к категории населения — первая группа;
2) прочие потребители, не относящиеся к первой и третьей группе – вторая группа;
3) бюджетные организации, содержащиеся за счет бюджетных средств — третья группа.
Вместе с тем, законодательством, в том числе отраслевыми подзаконными актами не установлен четкий перечень критерий по отнесению потребителей ко в торой группе.
Так, в частности, из практики судебных разбирательств имеются случаи обращения в судебные органы государственных предприятий различных организационно-правовых форм собственности (РГП на ПХВ, ГКП, и т.д.)
В силу положений, закрепленных в типовом Уставе государственных предприятий, деятельность предприятий финансируется в соответствии с планом развития за счет собственного дохода и бюджетных средств, полученных в порядке, определяемом бюджетным законодательством.
Наряду с этим, при рассмотрении подобных споров в суде сложилась практика, согласно которой судом при вынесении решения выясняется были ли потрачены выделенные бюджетом средства на оплату коммунальных услуг, в том числе теплоснабжения и ГВС. Соответственно в зависимости от распределения расходов и включения их в расходную часть тарифной сметы (для субъектов естественных монополий) суд определяет относится тот или иной субъект к категории потребителей «бюджетные организации».
Стоит отметить, что понятие «бюджетные организации» бюджетным законодательством не регламентировано, что создает условия для различного толкования.
При этом тариф на услуги теплоснабжения для бюджетных организаций значительно выше чем для прочих организаций.
Учитывая изложенное, существует риск неправильного отнесения тех или иных потребителей к категории прочих потребителей, что в свою очередь приведет к экономии последними собственных средств и убыткам теплоснабжающей организации.
Рекомендации:Необходимо инициировать внесение изменений в бюджетное законодательство в части определения понятия «бюджетная организация», а также в отраслевые нормативные правовые акты в части определения критерий по отнесению потребителей ко второй и третьей категории (прочие и бюджетные).
Заключение: внутренний анализ коррупционных рисков предприятия показал, что несмотря на принимаемые меры по снижению причин и условий, способствующих возникновению коррупции, в организационно-управленческой деятельности имеются некоторые коррупционные риски.
В связи с чем, необходимо принятие дополнительных мер, максимально исключающих коррупционные риски, путем постоянного контроля за соблюдением работниками предприятия своих должностных инструкций. Для этого следует определить руководящих лиц с возложением ответственности за соблюдение подчиненными работниками антикоррупционных мер.
Заместитель директора ГКП «КТЭК» Какимов Т.Б.